По роману У Чэньэнь «Путешествие на Запад»
|
Учись, пока молод, |
ГЛАВА ПЕРВАЯ,
которая расскажет вам о том, как в чудесном камне зародилась жизнь и как появившееся на свет существо, благодаря стремлению к самоусовершенствованию, постигло Великое учение. – так начинается шедевр китайской литературы роман «Путешествие на Запад», автор которого, У Чэньэнь, известный путешественник и литератор эпохи Мин, закончил работу над ним в 1553 году.
Эта книга представляет собой рассказ о реальном путешествии буддийского патриарха, монаха Сюань Цзана на Запад, в Индию, за священными книгами. Опасное и интереснейшее путешествие было совершено около полутора тысяч лет назад и продлилось 14 лет.
Вскоре после своего возвращения Сюань Цзан по совету императора надиктовал своему ученику путевые заметки - отчёт обо всём, что он видел в пути сам или слышал от других. На протяжении веков эта история, благодаря фантазии китайского народа и У Ченьэня превратилась в эпическую сагу о Сюань Цзане и его спутниках, насчитывающую сотню глав. В романе использовано всё богатство литературной традиции и сокровища народного творчества, размах свободы воображения автора безграничен и фантазия его неистощима!
Автор даёт Сюань Цзану в сопровождение три фантастических существа: озорника-обезьяну Сунь Укуна (собственно, главного героя романа), свинорылого увальня - кабана Чжу Бацзе и полубеса Шасэна. И вот в сопровождении трёх таких необычных учеников монах Сюань Цзан пересекает почти всю Поднебесную; он проходит неведомые страны, сталкивается со всевозможными чудищами, оказывается в самых невероятных ситуациях, преодолевает немыслимые испытания. Легенда, окутавшая эпическую сагу «Путешествие на Запад», её замечательные герои, а также более ранние и поздние произведения на эту тему известны поклонникам боевых искусств во всём мире, а в Китае - буквально каждому жителю.
Предыстория.
Царь обезьян Сунь Укун:
Переполох в Небесных чертогах
На вершине Горы цветов и плодов стоял волшебный камень. Своей высотой и окружностью он соответствовал количеству дней в году и временам года в исчислении. Вокруг этого камня не росли деревья, которые могли бы защитить его от горячих лучей солнца, однако там зеленела душистая трава и цвели чудесные цветы чжи-лань, приносящие долголетие.
Прошло много времени, и вот небо и благоухания земли, животворная энергия солнечных лучей и сияние луны словно вдохнули жизнь в скалу, скала эта раскололась и произвела на свет каменное яйцо величиной с мяч. Под действием ветра это яйцо постепенно развивалось и, наконец, превратилось в каменную обезьяну. Прежде всего, она поклонилась на все четыре стороны и, совершая поклоны, устремила свой взор вдаль. Сверкавшие золотом лучи её глаз достигли дворца созвездия Полярной звезды, и сияние этих лучей так встревожило священного властителя неба — всемилостивого высочайшего Нефритового императора восседавшего в это время в тронном зале в высших сферах неба в окружении священных сановников, что он приказал своим придворным Всевидящему глазу и Всеслышащему уху открыть Южные ворота неба и разузнать, что происходит.
Выше были представлены цитаты из оригинального написания романа. Далее, нам придётся перейти к краткому изложению, чтобы немножко сохранить над легендой вуаль тайны и поспеть к ужину.
Сунь Укун - не обычная обезьяна. Говорилось, что он подобен алмазу среди придорожных камней. Когда он пришёл в племя живших под горой обезьян, он поразил их своим умом и способностями так, что они приняли его к себе.
Однажды обезьяны решили узнать, откуда берёт своё начало протекающий рядом с племенем горный поток, и в итоге обнаружили водопад. Обезьяны решили, что того, кто рискнёт пройти через водопад и вернётся невредимым, они сделают своим царём. Пойти вызвалась только каменная обезьяна. Бесстрашно прыгнув в водопад, он обнаружил за потоком воды Пещеру водного занавеса, где племя смогло привольно жить и укрываться от внешних опасностей. Так он стал Прекрасным Царём обезьян - титул, который, к слову сказать, он придумал себе сам, когда надоело называться Каменной обезьяной. Но подданные его так полюбили, что с радостью приняли новый титул царя.
Царь обезьян долгое время жил счастливой жизнью, но однажды загрустил. Его обеспокоило то, что рано или поздно он состарится и умрёт. Поэтому, по совету своих подданных, он отправился в путешествие, в поисках Учителя, который научил бы его бессмертию, ведь, как стало ему известно только три категории из живущих на земле существ не подчинены владыке преисподней Янь-Вану. Это – Будда, бессмертные и мудрецы.
Долгий путь через два океана и Южный материк проделал Прекрасный Царь обезьян, прежде чем нашёл Учителя. Взявший его в ученики даос, обучил его полётам на облаке, 72 превращениям и иным магическим действиям, а также нарёк его именем Сунь Укун, что означает «Постигший Пустоту».
В начале своего пути Сунь Укун отличается буйным, необузданным нравом. Он бунтует, не желая подчиняться законам жизни, установленным для всех остальных (как людей, так и богов). В то время, как во всей небесной сфере духи делятся на духов неба, земли, небожителей, людей и умерших, Сунь Укун не относится ни к Небу, ни к Земле. Сунь Укун находится в поисках смысла жизни.
Походы и приключения Сунь Укуна иногда затягиваются, ведь, к примеру, в чертогах Нефритового Императора один день равен земному году. Чтобы защитить своё племя во время своего отсутствия, Сунь решает обучить их боевым навыкам. Но сталкивается с тем, что любое найденное им оружие оказывается слишком хрупким в его сильных руках. Тогда он отправляется через Океан к подводному Царю драконов, где добывает волшебный посох. Посох исполнения желаний с золотыми обручами — это сделанный из священного железа, магический посох священной ковки, которым был утрамбован Млечный Путь, вследствие чего ему подвластны все моря и водоемы. Вес волшебного посоха составляет около 8 тонн, а его длина и ширина изменяются в соответствие с пожеланиями владельца, в бесконечном диапазоне. Сунь Укун мастерски освоил технику владения боевым шестом и мог даже управлять им на расстоянии, а шест (посох) в свою очередь, оказался способен чувствовать приближающееся сражение. Уменьшая боевой шест до размеров иголки, Сунь Укун прятал его у себя в ухе, и всегда носил при себе. Размахивая новым оружием, Сунь Укун забирает себе и волшебные доспехи Царя драконов.
Однажды Сунь Укун умер. За ним явились слуги подземного мира мёртвых бога Ямы. Судьи ада признавали, что произошла какая-то ошибка, но Сунь Укун устроил скандал и вычеркнул из книги мёртвых и своё имя, и попавшиеся на глаза имена обезьян своего племени. Благодаря этому, многие обезьяны на Горе цветов и плодов стали бессмертны. Выходки Сунь Укуна во дворце Морского Дракона и скандал, устроенный им в аду, стали причиной жалоб на него Нефритовому Императору.
Сунь Укун попадает на приём в Небесный дворец. Нефритовый император пытается усмирить Царя обезьян, приблизив его ко двору, для чего и назначает его конюшим. Неискушенный в званиях Царь обезьян соглашается присматривать Небесными конюшнями, и берётся за эту работу добросовестно. Здесь была тысяча небесных коней, и каждый конь был так могуч, что от ржанья его поднимался ветер, и так быстр, что мог догнать молнию. Эти кони умели бегать по туманам и облакам, и сила их была неиссякаемой.
Но узнав, что должность, на которую его назначили, не является почётной, Сунь Укун страшно оскорблён, и со словами: «Нефритовый император не ценит способных людей!», - самовольно покидает Небесные чертоги и снова возвращается на родную Гору цветов и плодов. После этих событий, подданные Царя обезьян называют его «Великим мудрецом, равным небу».
На этот раз, за то, что Сунь Укун самовольно покинул свою работу, против него было послано войско. Однако справиться с Великим мудрецом, равным небу оно не смогло.
Великий Мудрец способен переворачивать ситуацию буквально с ног на голову и достигать своих целей, пользуясь одними лишь словами. Поэтому, Нефритовый император был вынужден признать титул Сунь Укуна и назначить его на более почётную, но абсолютно формальную должность. Чтобы он не бездельничал на ней, ему поручили охранять персиковый сад, где растут те самые персики, из которых готовят эликсир бессмертия.
Но и здесь Царь обезьян долго не задерживается. Увидев, какие прекрасные плоды произрастают в этом саду, и вспомнив свою родную Гору Цветов и Плодов, он самовольно наедается сочных плодов со словами: «Одному императору столько не съесть, здесь на всех хватит!» Узнав, что в Небесном дворце готовится пир для божественных небожителей, но его, с его «почётной должностью» даже не пригласили, проникает на готовящееся торжество небесной царицы Сиванму, и ещё до прихода гостей съедает всё, что было приготовлено небожителям, выпивая при этом всё вино. Напившись до беспамятства, Сунь Укун направляется к себе домой, но путает дорогу и случайно попадает в небесный дворец Тушита - обитель даосского божества Лаоцзюня. Не найдя никого в чертогах, он натыкается на помещение, где идёт приготовление эликсира бессмертия.
- О? Ведь это самое драгоценное сокровище бессмертных! — с восторгом воскликнул Великий Мудрец. — С тех пор как я постиг учение о Великой Истине, мне удалось познать законы единства тождества внутреннего и внешнего. Еще тогда я хотел заняться изготовлением эликсира бессмертия, чтобы помочь людям. – И Царь обезьян решает попробовать эту божественную пищу, напивается эликсира, приготовленного для бессмертных, восхищается его вкусом и уносит ещё несколько кувшинов своим обезьянкам на Гору цветов и плодов.
Не сразу, но слуги Небесного императора сводят все нити к одному – они понимают, кто натворил все эти проказы на Небесах. Нефритовый император даёт волю своему гневу и направляет эпическое войско поймать непокорную обезьяну!
Далее идёт череда грандиозных битв небесной армии с великим воином Царём обезьян и его друзьями-союзниками, духами Единорога, льва, водяного дракона, духами пещер и их армиями. Движения Царя обезьян в бою до того совершенны и необычны, что наблюдение даже нескольких из них способно поразить союзника или ввергнуть в страх врага.
Сунь Укун использовал в бою и свои магические способности. Выдернув из себя шерстинку, он мог обратить её в точную копию себя, а каждая копия могла не только сражаться, также ловко, как сам Царь обезьян, но и проделывать тот же самый трюк несчётное число раз.
Много дней длилась битва, неоднократно затухая и разгораясь с приходом новых армий Небес. Только неожиданной хитростью удаётся схватить Царя обезьян, но вот казнить, по приказу императора, не получается. Слишком много эликсира бессмертия выпил Сунь Укун.
Решение находит Лаоцзюн.
- Эта обезьяна съела персики бессмертия, выпила небесное вино, а затем украла еще у меня пять бутылей эликсира бессмертия. Правда, не весь он был готов. Все это находится теперь у неё в желудке и при помощи огня Самади расплавилось и превратилось в одно целое. Благодаря этому тело её стало твердым, словно алмаз, и сейчас она неуязвима. Давайте отведём обезьяну ко мне, я помещу ее в волшебную печь, где алхимический огонь выплавит из неё эликсир бессмертия, тогда тело её превратится в пепел.
Выслушав Лаоцзюня, Нефритовый император приказал воинам передать ему Мудреца. Как не пытался Сунь Укун вырваться, небесные правители твёрдо решили его уничтожить. Тогда Лаоцзюнь пытается сжечь Царя обезьян в той самой волшебной печи, где готовят эликсир бессмертия. Семь недель пылал огонь в печи, но проворная обезьяна, постигшая тайны превращений, остается невредимой и когда на 49-й день печь открыли, Царь обезьян выскакивает и от обиды за суровость его наказания начинает отбиваться от всех
без разбора и крушить всё вокруг.
К слову сказать, приготовление в печи не прошло бесследно. Едкий дым вытравил глаза Сунь Укуну, они стали красными, и эта болезнь осталась с ним навсегда. Глаза Царя обезьян стали очень восприимчивы к дыму или пыли, но зато он приобрёл дар видеть суть сквозь обман, или чары притворства, напущенные лжецами или оборотнями.
И так, не сумев справиться с вольным нравом Царя обезьян, Небесные правители обратились за помощью к самому Будде.
Конечно, все знания Великого Мудреца перед чистой мудростью Просветлённого оказались ничтожны. Без труда, Будда указал Сунь Укуну на тщетность его попыток постигать на порядки Неба, и видя в нём добрую душу, даровал ему шанс подумать над совершённым и за учинённое хулиганство заточил под гору Пяти стихий, сказав лишь, что по окончании срока наказания сюда прибудет тот, кому предназначено освободить обезьяну.
Так Сунь Укун, благодаря своим талантам и необузданной жизненной энергии, обзавёлся самой разной славой на земле, в подземном, водном и небесном царствах. И так заканчивается предыстория грандиозного эпоса о приключениях Царя обезян.
Царь обезьян Сунь Укун в "Путешествии на Запад"
|
Если сердце человека |
Пробыв более 500 лет в заточении, в каменном ящике под Горой Пяти стихий, Сунь Укун раскаялся и решил встать на путь Истины. Тогда перед ним явилась бодхисатва Южного моря, сама богиня Гуайнинь, которая направлялась на поиски того, кто отправится в Индию, на запад, за священными буддийскими писаниями для императора династии Тан. Слова раскаяния Сунь Укуна тронули богиню, и она пообещала, что найдя того, кого ищет, направит его освободить Царя обезьян, и позволить Сунь Укуну встать на путь Истины.
Так и случилось, танский монах Сюань Цзан, освобождает обезьяну. Сунь выходит из заточения и богиня Гуаньинь посвящает его в монахи. Царь обезьян обещает быть верным учеником Танского монаха Сюань Цзана и защищать его на протяжении всего долгого и непростого пути.
Доблестными деяниями Сунь Укун замаливает свои проступки, отбиваясь от разбойников и злых демонов, всячески помогая монаху в его путешествии. Однако монах осуждает Царя Обезьян за убийство нападающих на них бандитов, а оборотни, замыслы которых Сунь Укун видит насквозь, благодаря своему Огненному взгляду, монаху и вовсе видятся невинными людьми. Дерзкий нрав Царя обезьян даёт о себе знать! Сунь Укун возмущён, что его отругали за его работу и в пылу эмоций бросает своего Учителя. Но потом всё же раскаивается и возвращается.
Чтобы помочь Сунь Укуну в его пути, а монаху справиться с обезьяной, Богиня Гуаньинь вручает Сюань Цзану волшебный обруч, диадему, которую тот предлагает примерить Царю Обезьян. Диадема понравилась Сунь Укуну, но снять её он не в силах. При непослушании обезьяны наставник читает сутры, написанные на ободе, и обруч сжимается на голове Царя обезьян, доставляя немыслимую боль. Снять этот «подарок» можно лишь пройдя весь путь, за который взялся Сунь Укун.
Другой спутник Танского монаха - кабан Чжу Бацзе. Его грех невелик: в прошлой жизни, будучи богом Небесной реки, он по неосторожности выпил лишнего на пиру в Персиковом саду и, захмелев, стал заигрывать с богиней Луны. За это Будда низвергнул его на грешную землю и превратил в свиноподобное существо. Бацзе любит поесть и поспать, глуповат и обладает небольшим даром перевоплощения. Имя Бацзе значит "Восемь запретов". Чжу Бацзе помогает Сунь Укуну, когда тот попадает в беду. Его оружием служат волшебные девятизубые вилы.
С наименьшего греха начал третий спутник Танского монаха - Шасен. Он разбил Небесную хрустальную чашу. Изгнанный на землю, он, не смея просить искупления, стал демоном-разбойником, покушивающим заблудших путников. Но, встретив богиню Гуайнинь, он раскаялся. На всем пути Шасен ведёт белого коня-дракона Танского монаха.
В сопровождении этих трёх учеников монах Сюань Цзан пересекает почти весь Китай, его пустыни, горы, леса. Герои проходят неведомые страны, сталкиваются со всевозможными чудищами (драконами, духами, оборотнями), попадают в заколдованные обители, оказываются в самых невероятных ситуациях...
Путешествие длится 14 лет и заканчивается тем, что Сюань Цзан всё-таки добирается до храма «Раскаты грома». Там он узрел Будду Татагату и получил священные книги, а затем вернулся назад к своему императору. После этого друзья снова пребывают в храм "Раскаты грома", где принимают благодать, дарованную за пройденный путь.
Будда присваивает Сюань Цзану - звание «Будды Добродетельных», Сунь Укуну - звание «Победоносного Будды», Чжу Бадзе - звание «Посланца – очистителя жертвенников», Шасену - звание «Златотелого архата». Сюань Цзан освобождает Сунь Укуна, сняв с его головы волшебный обруч. Так обрели наши спутники истинное перерождение и удостоились высоких званий.
В нашем кратком изложении этого Приключения нет больше потребности углубляться в детали. Заинтересованный читатель без труда найдёт его оригинальный полный текст и в электронном, и в бумажном издании. Эта удивительно богатая на воображение легенда наполнена философскими вопросами и размышлениями. Она дарит нам восточную мудрость на примере долгого, захватывающего и весьма непростого пути обучения и сотни глав перевоплощения талантливого в боевых искусствах озорника Сунь Укуна в Мастера, достигшего наиболее высокого состояния духовного совершенствования.
Школа кунгфу и ушу «Заповедное Искусство», 2020
Интересный материал по теме:
Легенда о Царе обезьян (кунгфу-кино-спектакль с участием учеников Школы)